Москва
  • Ленинградская область
  • Минская область
  • Москва
  • Московская область

15 элементов тюнинга советского автомобиля

0 10006

В июне 1970 года первые модели ВАЗа получили имя собственное – «Жигули». За четыре десятка лет под этой маркой было выпущено более 11 миллионов машин! Мы решили вспомнить, как же советские граждане стремились выделиться в потоке одинаковых авто/

1. Резиновая игрушка на фаркопе

1

Пожалуй, самый бессмысленный и беспощадный элемент советского «тюнинга», поэтому с него и начнем. Функциональное назначение таких зайчиков, медвежат и кукольных голов – защита от ржавчины. С эстетической точки зрения могла помочь в отпугивании малолетних хулиганов, задумавших напихать какой-нибудь гадости в выхлопную трубу.

2. Оплетка руля

2

Тоже имела практическое значение, поскольку поверхность руля сама по себе была довольно скользкой. Обычно делалась из проводов в разноцветной изоляции, трубок от капельниц или разрезанного шланга. Самый пафосный вариант – руль, обшитый искусственным мехом, наименее пафосный – обмотанный в несколько слоев изолентой.

3. Ручка рычага КПП с цветком

3

Пожалуй, самый распространенный элемент советского тюнинга. При этом абсолютно никакой функциональности не несла. Наоборот, неудачно подобранная могла плохо лежать в руке и затруднять переключение передач. Но чем не пожертвуешь ради расположенного прямо по центру салона украшения в виде трехмерной розы, машинки или паука?

4. Козырек над лобовым стеклом

4

Козырек из цветного оргстекла защищал от солнца, а наклейки «АВТОРАЛЛИ», а лучше на иностранный манер «AVTOSPORT» или «CHAMPION» как бы намекали на то, что владелец машины имеет отношение к популярному в СССР автомобильному спорту и, возможно, даже участвовал в международных соревнованиях. На что намекала наклейка «LADA», непонятно.

5. Накидки на сиденья

5

Встречались двух видов: массажные, сделанные из деревянных роликов, и меховые. Первые служили для украшения и чтобы спина не затекала, вторые – для украшения и чтобы соседи завидовали.

6. Катафоты

6

Крепились на дверях, брызговиках, багажнике, заднем бампере и далее по списку. Несмотря на всю свою кажущуюся нелепость, выполняли сразу две важных функции: улучшали видимость машины в темное время и, что еще более важно, скрывали ржавчину.

7. Противотуманные фары

7

Стоили очень дорого, поэтому подчеркивали статус автовладельца. Чем больше «противотуманок» - тем круче. Особым шиком были не обычные, квадратные, а круглые раллийные.

8. Цветные фары

8

Те, кто не мог позволить себе купить противотуманные фары – а таких было большинство, – украшали «глаза» машины самостоятельно. Тормозная жидкость БСК, залитая в фары, делала их ярко-красного цвета, а заодно поглощала влагу, предохраняя отражатель от ржавчины. Антифриз придавал фарам синий цвет и защищал их от обмерзания. Была еще желтая тормозная жидкость «Роса», но желтые фары у настоящих советских автолюбителей были не в фаворе – можно было подумать, что хозяин машины дилетант в тюнинге и наивно считает, будто от одного только желтого цвета фары станут противотуманными.

9. Наклейка SU

9

Такая наклейка выдавалась выезжающим на автомобиле за границы Советского Союза. 99% тех, на чьих машинах она красовалась, за границей никогда не были, поэтому буквы SU скорее символизировали мечту автовладельца. Видимо, для тех, у кого поездка за кордон была самой заветной мечтой, выпускались даже не наклейки, а металлические значки с этой аббревиатурой.

10. Наклейки-переводки

10

Хотя для детей в СССР выпускалось много и разных переводных наклеек, их аналоги для взрослых мужчин разнообразием форм и сюжетов не отличались. Овальная форма, рамка в мелкий цветочек и портрет Аллы Пугачевой или какой-нибудь другой советской певицы. Позже, на волне перестройки, в том же формате появились изображения обнаженной Саманты Фокс.

11. «Липовые» антенны

11

Антенна на советском авто еще совсем не значила, что в салоне есть радиоприемник или автомагнитола. Иногда она значила только то, что хозяин машины хочет, чтобы все думали, будто они там есть. Для полноты картины можно было возить с собой магнитофон на батарейках.

12. Монеты под уплотнителем лобового стекла

12

Никакой функциональной роли не играли и статусности автовладельцу не добавляли. Этот элемент декора появился в советских машинах под конец перестройки, когда копейки обесценились в результате инфляции. Выбросить ведь жалко. А тут хоть какое-то применение.

13. Фуражка под задним стеклом

13

Сложно, конечно, назвать милицейскую фуражку или жезл, лежащие под задним стеклом, элементами автотюнинга, но если хозяин машины не служил в силовых структурах, то именно эту роль они и выполняли. Это сегодняшних сотрудников ГИБДД на таком не проведешь, советские же гаишники не ожидали от самых честных в мире советских граждан подвоха и «своих» с фуражками не останавливали. Похожую функцию, к слову, выполнял и мяч под стеклом, символизируя принадлежность автовладельца к миру большого спорта.

14. Коллекция значков или вымпелов

14

Специфический элемент тюнинга кабины автобуса или грузовика – бахрома от старых занавесок наверху лобового стекла, увешанная всевозможными значками. В принципе, логично, что водители, проводящие в машине большую часть своего времени и увлекающиеся коллекционированием, предпочитали совмещать приятное с полезным.

15. Ведро

15

Раз уж мы вспомнили и про грузовики, нельзя напоследок не упомянуть ведро, подвешенное сзади на раму или фаркоп. Вещь сугубо функциональная. Суровый советский шофер мог найти ведру не один десяток применений: от переливания топлива до использования в качестве знака аварийной остановки, в ночное время подсвечиваемого путем разведения внутри огня. Висящее на фаркопе ведро настолько плотно стало ассоциироваться с образом настоящего матерого водителя, что сегодня многие начали подвешивать маленькие символические ведерки даже на легковушки. С такой тенденцией, глядишь, и передачи снова розочками начнем переключать.

Олег Кирилюк Автолюбитель
Рейтинг: 4 0

Комментарии (0)

Добавить комментарий