Москва
  • Ленинградская область
  • Минская область
  • Москва
  • Московская область

Искусство безопасного торможения

0 5161

Ключевым показателем эффективности торможения является остановочный путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения опасности водителем до полной остановки. Он состоит из трех компонентов:

1. Расстояние, которое машина проходит за время реакции водителя.

2. Расстояние, пройденное транспортным средством за время срабатывания тормозной системы.

3. Расстояние, преодолеваемое автомобилем от момента начала торможения до полной остановки, – тормозной путь. 

Следы тормозного пути при заблокированных колесах

Временем реакции водителя называется интервал времени, который проходит с момента обнаружения им опасности до момента принятия конкретных мер. В среднем это 0,5–0,6 секунды (реальный диапазон – от 0,2 до 1,2 секунды), хотя многое зависит от психофизиологических особенностей конкретного человека.

Интересно, что водители, имеющие быструю реакцию, могут попасть в ДТП там, где более медлительный человек избежит аварии. Это происходит из-за того, что у них реагирование опережает процесс мышления. В критической ситуации далеко не всегда инстинктивно предпринятое действие является правильным. Но не следует понимать это превратно – мол, быстрая реакция плохо влияет на безопасность: должен соблюдаться разумный баланс между стремительным реагированием и осмысленным действием. 

Время срабатывания тормозной системы – это интервал времени, который проходит с момента нажатия на педаль тормоза до передачи приложенного тормозного усилия на колеса транспортного средства. Для систем с гидравлическим приводом оно обычно составляет 0,1–0,2 секунды.

Длина тормозного пути автомобиля зависит от ряда факторов: вид дорожного покрытия и состояние поверхности проезжей части, тип транспортного средства, используемый способ торможения, мастерство водителя, состояние покрышек и их соответствие сезону и других. Очевидно, что остановочный путь и тормозной путь – разные понятия, не следует их путать.

Экспериментально подтверждено, что остановочный путь легкового автомобиля при движении в нормальных условиях – сухое и ровное асфальтовое дорожное покрытие, покрышки в хорошем состоянии и соответствуют сезону, транспортное средство умеренно загружено – на скорости 60 км/ч составляет от 9,17 до 11,69 метров, при полной блокировке колес. И если на время срабатывания тормозной системы водитель повлиять не сможет, то быстрая реакция позволяет сократить длину остановочного пути примерно на 1 метр. Еще сильнее уменьшить это расстояние можно только за счет сокращения тормозного пути, для чего существуют особые способы торможения. 

Возможные последствия резкого торможения на скользком покрытии

Всего существует более 40 видов торможения. Основных типов различают шесть:

1) плавное;

2) резкое;

3) прерывистое;

4) торможение двигателем;

5) торможение коробкой переключения передач;

6) комбинированное.

Плавное торможение – основной способ, используемый в спокойной обстановке на дороге с сухим ровным покрытием. В данном случае водитель мягко, с постепенным усилением давит на педаль тормоза, и транспортное средство плавно снижает скорость до требуемого уровня или полной остановки.

Резкое торможение – педаль резко и до упора вдавливается в пол. Используется в экстренных, критических случаях, к сожалению, часто необдуманно и инстинктивно, что порой лишь усугубляет и без того аварийно-опасную ситуацию. Если автомобиль не оснащен системой АБС, то колеса блокируются, от сильного трения покрышки оплавляются и коэффициент сцепления с поверхностью проезжей части падает до минимума (по аналогии с аквапланированием или скольжением по масляным пятнам), машина может уйти в занос, а на дорожном покрытии остаются характерные черные следы. При движении в стандартных условиях на скорости 60 км/ч тормозной путь при заблокированных колесах может возрасти вдвое. На мокрой или обледенелой дороге резкое торможение почти всегда приводит к прямо противоположному эффекту.

Прерывистое торможение – один из самых безопасных и эффективных способов, особенно при движении по скользкой дороге. Смысл заключается в частых и несильных нажатиях педали тормоза: скорость гасится постепенно, при этом машина не успевает уйти в занос, поскольку колеса или не блокируются, или блокируются на доли секунды. По сути это есть имитация работы антиблокировочной системы. Поэтому если машина оснащена АБС, можно пользоваться резким торможением – автоматика сама преобразует его в безопасный режим (при условии, что дорожное покрытие не имеет выбоин, ухабов и ям).

Прерывистое торможение

Торможение двигателем заключается в полном отпускании всех педалей: машина едет на передаче, при этом двигатель не получает дополнительной порции горючей смеси (как обычно происходит при нажатии педали газа), и его крутящий момент поддерживается лишь трансмиссией. Иначе говоря, мотор потребляет энергию трансмиссии, замедляя ее вращение, а соответственно – и вращение колес. Передние колеса транспортного средства дополнительно загружаются его инерционной силой, что усиливает их сцепление с поверхностью проезжей части и улучшает управляемость автомобиля. Машина становится более устойчивой к заносу: блокировки колес не происходит, а благодаря дифференциалу тормозное усилие равномерно распределяется между ведущими колесами. Данный метод эффективен на скользкой или обледенелой дороге.

Торможение коробкой переключения передач заключается в переходе на пониженные передачи: с четвертой на третью или даже сразу на вторую и так далее аналогично. Способ хорошо подходит для безопасного снижения скорости на скользких спусках.

Что касается комбинированного торможения, то его смысл состоит в параллельном применении сразу нескольких способов, например сочетание торможения двигателем и прерывистого.

При отказе тормозной системы для снижения скорости можно использовать стояночный тормоз. При этом нужно действовать предельно осторожно: при резком затягивании ручника задние колеса блокируются и машину может занести. Также есть риск сорвать рычаг стояночного тормоза, что исключит возможность дальнейшего его использования. 

На такой дороге тормозами лучше не пользоваться, а применять торможение двигателем или КПП

При выполнении экстренного торможения старайтесь следовать следующими рекомендациям:

1. Крепко удерживайте руль обеими руками.

2. Не блокируйте колеса – при движении юзом тормозной путь увеличивается.

3. При торможении не выжимайте педаль сцепления.

4. Выбирая способ торможения, учитывайте погодные условия и состояние дорожного покрытия.

5. Старайтесь чувствовать сцепление колес с поверхностью проезжей части и не допускайте выхода машины из-под контроля даже в экстренной ситуации.

6. Помните, что резкое торможение может оказаться полной неожиданностью для водителя автомобиля, движущегося позади вас.

7. Контролируйте траекторию автомобиля, если машина пошла в занос – прекращайте торможение, выравнивайте ее и только после этого тормозите опять.

Алексей Гладкий Автолюбитель
Рейтинг: 0 1

Комментарии (0)

Добавить комментарий