Москва
  • Ленинградская область
  • Минская область
  • Москва
  • Московская область

Предыстория

Предприятие ведет свою историю с 1916 года, когда правительство России задумало развивать отечественный автопром. Для этого была разработана специальная государственная программа, которая предполагала возведение шести автомобильных заводов. Инвестором одного из проектов вызвался стать торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К». Именно с данной частной компанией и был впоследствии заключен договор на строительство завода, который функционирует по сей день.

 

Эпические этапы

19101930 гг.

2 августа 1916 года в знаменитой Тюфелевой роще был проведен молебен, после чего здесь же началось строительство автомобильного завода (АМО). Однако революция 1917 года, гражданская война и экономические проблемы в стране серьезно затормозили строительство предприятия. Несмотря на то что завод располагал современными американскими станками, в конце 1917 года его строительство было завершено лишь на 75%.

Территория будущего завода

Территория будущего завода

 

Не успевая закончить строительство и выполнить взятые на себя обязательства, руководство завода приняло решение начать «отверточную» сборку грузовиков. Для этого в Италии были куплены узлы, из которых и собирали автомобили. «Отверточным» способом предприятие смогло выпустить 1319 автомобилей, после чего фактически стало выполнять функции ремонтных мастерских.

28 июня 1918 года Совет народных комиссаров выпустил декрет, который предусматривал национализацию завода. Формальным поводом для этого послужил тот факт, что предприятие, а точнее торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К», не выполнило условия контракта. И уже 15 августа 1918 года ВСНХ объявил все имущество завода собственностью республики. В это время завод, помимо сборки грузовиков, потихоньку достраивался и даже выполнял заказы железнодорожной отрасли.

Уже при новом собственнике, в октябре 1918 года, предприятие начало ремонтировать грузовики, поступающие с фронтов Первой мировой войны.

В конце апреля 1923 года завод получил имя убитого фашистами итальянского коммуниста Ферреро.

Только в марте 1924 года завод получил конкретное правительственное задание по изготовлению первых советских грузовиков. Первый грузовик, весивший полторы тонны, – АМО-Ф-15 был собран ночью 1 ноября 1924 года. А с марта 1925 года было запущено их серийное производство.

В 1925 году завод был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод.

В 1927 году директором был назначен И.А. Лихачев.

В 1928 году было принято решение о полной реконструкции завода.

 

19301950 гг.

В 1930 году была закуплена лицензия на американский грузовик, а собранный из иностранных комплектов грузовик получил название АМО-2 (в дальнейшем переименован в АМО-3).

1 октября 1931 года завод был снова запущен после реконструкции. Теперь ему было присвоено имя Иосифа Сталина (ЗИС). Данное название завод носил до 1958 года, в котором снова начал выпускать автомобили под брендом ЗИЛ.

После модернизации в 1933 году грузовик АМО-3 стал называться ЗИС-5.

В советское время завод сыскал себе славу предприятия-новатора. Многие вещи он стал использовать первым. Например, в 1931 году на машинах появились гидравлические тормоза.

В 1934 году автомобили были оборудованы 12-вольтовой системой.

В 1936 году на грузовиках начали устанавливать двигатели с восемью цилиндрами, в 1946 году – сервоприводные стеклоподъемники.

Помимо грузовиков ЗИЛ занимался еще и выпуском лимузинов.

 

19501970 гг.

Первый лимузин ЗИЛ-111 сошел с конвейера в 1958 году. Внешне машина напоминала Chrysler Crown Imperial и Cadillac Fleetwood Limousine Series 75. Всего было выпущено 112 автомобилей, включая модификации.

ЗИЛ-111 1958 год

В 1960-х годах автомобили ЗИЛ стали оснащаться дисковыми тормозами.

В 1962 году появился ЗИЛ-130 – грузовик, пришедший на смену ЗИЛ-164. Модель до сих пор часто встречается в городах бывшего СССР.

В 1963 году появился первый гоночный автомобиль, выпущенный на заводе, – ЗИЛ-112С, который вышел всего в двух экземплярах. Машина была способна разгоняться до 260 км/ч.

В 1966 году завод начал выпускать ЗИЛ-131 –армейский грузовик, созданный в основном для советской армии. Для армейских нужд не выпускается с 2002 года, однако до сих пор – для нужд МЧС. Грузовик сменил ЗИЛ-157.

С 1967 по 1976 годы на заводе выпускалась серия лимузинов ЗИЛ-114 – ЗИЛ-117. Главной особенностью серии было то, что завод перестал идти по пути копирования западных моделей автомобилей.

ЗИЛ-114 1967 год

 

19701990 гг.

С 1978 по 1983 годы ЗИЛ выпускал лимузины ЗИЛ-115, однако это были лишь опытные образцы. Впоследствии эти автомобили получили наименование ЗИЛ-4104.

В 1983 году свет увидел ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») – бронированный легковой автомобиль в кузове «лимузин». Данная модель была выпущена для Леонида Брежнева.

 

19902010 гг.

После падения СССР предприятие начало очень быстро сдавать позиции. Оборудование, установленное на предприятии, быстро устаревало. Как следствие, объемы производства очень серьезно сократились. Если с 1975 по 1989 годы предприятие выпускало порядка 200 тысяч грузовых автомобилей в год, то в 1996 году производство скатилось до 7,2 тысячи машин. В 2009 году предприятие выпустило 2240 грузовиков.

 

Текущая позиция на мировом рынке

Собственником АМО «ЗИЛ» сейчас является правительство Москвы – оно контролирует порядка 64% акций. В 2003 году предприятие было передано в управление Московской автомобильной компании (МАК), а уже в 2011 году МАК лишили права на управление ЗИЛом из-за низкой эффективности управления. В феврале2012 года Московские власти сообщали о ведущихся переговорах между ними и концерном FIAT о том, чтобы начать производство автомобилей итальянского бренда на мощностях ЗИЛа.

В декабре 2012 года в СМИ появилась информация о том, что ЗИЛ выпустил новый лимузин для президента России Владимира Путина, однако тому машина не понравилась, и он отправил ее на доработку. Подробностей о самой машине не сообщалось.

Производство ЗИЛ в настоящее времяПроизводство ЗИЛ в настоящее время

Производство ЗИЛ в настоящее времяПроизводство ЗИЛ в настоящее время

 

 

 

Логотип ЗИЛ

Логотип ЗИЛ Логотип ЗИЛ

 

Комментарии (0)

Добавить комментарий