Москва
  • Ленинградская область
  • Минская область
  • Москва
  • Московская область

Автоматическая коробка переключения передач (Automatic transmission)

0 3576

Широкая распространенность АКПП обязана комфортному управлению автомобилем, позволяющему не думать о необходимости переключения передачи.

 

Предыстория

К появлению классической АКПП вели три независимые линии разработок, которые в итоге соединились в одну.

Первая линия заключалась в применении планетарных механических трансмиссий на ранних конструкциях автомобилей, например на Ford T. Хотя от водителя и требовалось включение в работу соответствующей передачи, но механизм значительно был упрощен в сравнении с КПП без синхронизаторов.

Второй линией, приведшей к появлению АКПП, была разработка полуавтоматической КПП, в которой некоторая часть действий была автоматизирована. В середине 1930-х годов две американские фирмы (General Motors и Reo) представили свои собственные разработки данной конструкции. General Motors представила модель, в которой планетарный механизм управлялся гидравликой в зависимости от скорости машины. Но надежность данных разработок была невысока, и сцепление до сих пор выполняло функцию временного разобщения трансмиссии и двигателя.

Третья линия связана с названием корпорации Chrysler, которая стала внедрять в трансмиссию гидравлические элементы. Первая разработка датирована 1930 годом, но массовое распространение она получила в послевоенные годы. Теперь конструкция КПП имела гидромуфту и автоматический овердрайв – передача, имеющая передаточное число меньше 1. Но технически это была все та же механическая коробка переключения передач с дополнительными функциями.

Первую полностью автоматическую КПП создала фирма General Motors. А первым автомобилем, получившим такую КПП, был Oldmobile, но название с течением времени менялось. Сначала на Cadillac, а потом на Pontiac. АКПП была названа Hydra-Matic и конструктивно представляла сочетание гидромуфты и четырехступенчатой планетарной КПП с автоматическим гидравлическим управлением. Далее с каждым годом производилось только усовершенствование имеющейся версии.

 

Конструкция

 Устройство АКПП

Гидротрансформатор – выполняет функцию сцепления в МКПП, но не требует воздействия со стороны водителя.

Планетарный ряд – выполняет функцию блока шестерен в МКПП и необходим для изменения передаточного отношения в АКПП при переключении передачи.

Тормозная лента, передний фрикцион, задний фрикцион – элементы, служащие для переключения передач.

В устройство управления входит маслосборник, клапанная коробка и шестеренчатый насос. Эти элементы преобразуют степень нажатия на педаль газа, нагрузку двигателя и скорость движения автомобиля в сигналы, которые влияют на изменение передаточного отношения в КПП.

 

 

Разновидности АКПП

К разновидностям АКПП можно отнести следующие:

– вариатор (бесступенчатая автоматизированная трансмиссия);

– роботизированная КПП;

– АКПП с режимом Tiptronic.

 

Расположение селектора

На автомобилях американского производства до 1990 года было распространено использование селекторов на рулевой колонке, что давало возможность посадить на передние сиденье трех человек. Переключение передач осуществлялось так, что необходимо было потянуть селектор на себя и перевести в необходимое положение, которое было показано на специальном квадранте, который размещался на кожухе рулевой колонки. Но позднее его перенесли на щиток приборов.

Расположение селектора на кожухе рулевой колонки

Еще один вариант расположения селектора: приборная панель. Встречается данное расположение на минивэнах и коммерческих автомобилях, а также возможно применение на внедорожниках с высокой посадкой водителя.

Расположение селектора на приборной панели

Однако наибольшее распространение получило напольное размещение селектора.

Напольное расположение селектора

 

Основные режимы работы

Стандартный набор режимов работы был установлен в 1950-х годах:

Park (режим P) – название «парковочная блокировка». Происходит блокировка ведущих колес. Блокировка не связана со стояночным тормозом, она осуществляется в самой АКП.

Reverse (режим R, обозначение на отечественных моделях «Зх») – название «задний ход». Осуществляется движение задним ходом. Включение недопустимо до полной остановки автомобиля, на современных моделях стоит блокировка.

Neutral (режим N, обозначение на отечественных моделях «Н») – название «нейтральный режим». Включение осуществляется при кратковременной стоянке или буксировке.

Drive (режим D, обозначение на отечественных моделях «Д») – название «движение вперед». Основной режим работы.

Low (режим L, обозначение на отечественных моделях «ПП») – название «пониженная передача», может иметь второе название «тихий ход». Используется чаще всего при движении в сложных ситуациях.

Но также существует дополнительный набор режимов работы, который может присутствовать в АКПП:

Режим (D), или O/D – функция овердрайв, которая позволяет при движении автоматически переключиться на повышенную передачу.

Режим D3, или O/D OFF – передачи только 1-я, 2-я и 3-я, либо отключение овердрайва.

Режим S (иногда используется цифра 2) – режим, когда установлен диапазон пониженных передач (1-я и 2-я или только 2-я передача); имеет еще одно название «зимний режим».

Режим L (иногда используется цифра 1) – устанавливает второй диапазон пониженных передач (только 1-я передача).

 

Кнопки управления

Некоторые модели могут оснащаться дополнительными кнопками, которые переключают режимы работы:

Sport, на некоторых моделях Power – передачи переключаются при более высоких оборотах двигателя. На выходе получаем динамичный разгон, но увеличивается расход топлива.

Winter, на некоторых моделях Snow – движение автомобиля начинается со 2-й или 3-й передачи.

Shift lock release, на некоторых моделях Shift lock – осуществляет разблокировку селектора, когда выключен двигатель.

 

Достоинства

– Машина, оснащенная АКПП, дает возможность больше внимания обращать на дорогу.

– Повышенный срок службы двигателя за счет минимизации динамических нагрузок в трансмиссии.

– Повышенная проходимость, достигаемая автоматическим плавным изменением крутящего момента, принимая во внимания внешние нагрузки.

 

Недостатки

– Высокие требования к условиям эксплуатации.

– Дороговизна обслуживания автомобиля за счет увеличения расхода топлива и использования специализированных масел для АКПП.

– Сложные условия для буксировки.

– При разряженном аккумуляторе не заводится «с толчка».

Виталий Федорович Автолюбитель
Рейтинг: 0 0

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Еще статьи по ремонту этого автомобиля:

Другие виды ремонта этого автомобиля: