Москва
  • Ленинградская область
  • Минская область
  • Москва
  • Московская область

Закон Республики Казахстан об автомобильных дорогах

0 4954

 

Настоящий Закон регулирует правовые, организационные и экономические основы государственного управления автомобильными дорогами в Республике Казахстан, их строительства, эксплуатации и развития в интересах государства и пользователей автомобильными дорогами.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

подпункт 1) управляющие автомобильными дорогами – физические и юридические лица, являющиеся собственниками автомобильных дорог или осуществляющие деятельность по управлению автомобильными дорогами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также в соответствии с договором безвозмездного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участками;

подпункт 2) пользователи автомобильными дорогами – физические и юридические лица, являющиеся участниками дорожного движения или осуществляющие иную деятельность в пределах полосы отвода автомобильных дорог и придорожной полосы;

подпункт 3) автомобильная дорога – комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения автомобилей, обеспечивающий непрерывное, безопасное движение автомобилей и других транспортных средств с установленными скоростями, нагрузками, габаритами, а также участки земель, предоставленные для размещения этого комплекса (земли транспорта), и воздушное пространство над ними в пределах установленного габарита;

подпункт 4) текущий ремонт автомобильной дороги – комплекс работ, выполняемых в порядке предупреждения возникновения аварийных ситуаций, дефектов на автомобильных дорогах, а также неотложного восстановления и ремонта автомобильной дороги, проводимых в течение всего года, включая мероприятия по ремонту разрушенных участков, выполняемых маршрутным способом;

подпункт 5) ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по предупреждению и устранению дефектов, а также восстановлению и улучшению транспортно-эксплуатационных качеств автомобильной дороги, включающих в себя текущий, средний и капитальный ремонты;

подпункт 6) капитальный ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по восстановлению и (или) улучшению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги без изменения существующей технической категории;

подпункт 7) содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;

подпункт 8) средний ремонт автомобильной дороги – комплекс работ, связанных с восстановлением первоначальных эксплуатационных качеств автомобильной дороги и дорожных сооружений;

подпункт 9) реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, обеспечивающих повышение транспортно-эксплуатационных качеств, безопасности и удобства движения с переводом автомобильной дороги или отдельного ее участка в более высокую техническую категорию;

подпункт 10) протяженность автомобильной дороги – фактическая длина дороги между объектами или населенными пунктами, указанная в натуре (на местности) по километровым знакам;

подпункт 11) платные автомобильные дороги – автомобильные дороги, в отношении которых принято решение об использовании их на платной основе и за проезд по которым взимается плата;

подпункт 12) тяжеловесное транспортное средство – транспортное средство с грузом или без груза, полная масса или распределение нагрузки по осям которого превышает величины предельно допустимых нагрузок для данной категории дорог и сооружений на них;

подпункт 13) крупногабаритное транспортное средство – транспортное средство с грузом или без груза, имеющее превышение габаритных размеров, установленных нормативными правовыми актами;

подпункт 14) придорожные полосы – участки земель, примыкающие к полосе отвода автомобильных дорог, в границах которых устанавливаются особые условия пользования землей для обеспечения безопасности движения транспорта и населения;

подпункт 15) полоса отвода – земли транспорта, занятые автомобильными дорогами, для размещения соответствующих конструктивных элементов и инженерных сооружений автомобильной дороги, а также зданий, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств дорожной связи, необходимых для их эксплуатации;

подпункт 16) дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту, а также по содержанию и использованию автомобильных дорог и сооружений на них;

подпункт 17) управление дорожной деятельностью – комплекс мероприятий, направленных на организацию и обеспечение безопасности и удобства движения на дорогах, повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и сооружений, обеспечение порядка их охраны, организацию проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и использования автомобильных дорог на основе государственных стандартов, установленных нормативными правовыми актами, и внедрения передовых технологий;

подпункт 18) объекты дорожной службы – дорожно-эксплуатационные комплексы, жилые дома для работников эксплуатационной службы, автобусные остановки, павильоны, площадки отдыха, площадки для кратковременной остановки автомобилей, устройства для технического осмотра автомобилей, сооружения и устройства, предназначенные для обеспечения безопасности дорожного движения, лесополосы, пункты обслуживания и охраны мостов, устройства технологической и аварийно-вызывной связи;

подпункт 19) дорожные органы – уполномоченный государственный орган по автомобильным дорогам, его территориальные органы, осуществляющие управление государственными автомобильными дорогами общего пользования;

подпункт 20) объекты дорожного сервиса – гостиницы, мотели, кемпинги, автозаправочные станции, станции технического обслуживания, пункты питания и торговли;

подпункт 21) улица (проезжая часть улицы) – автомобильная дорога в пределах границ населенных пунктов.


Статья 2. Законодательство Республики Казахстан об автомобильных дорогах

Пункт 1. Законодательство Республики Казахстан об автомобильных дорогах основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Пункт 2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, устанавливаются иные правила, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются правила международных договоров.


Статья 3. Классификация автомобильных дорог

Пункт 1. Автомобильные дороги Республики Казахстан подразделяются на автомобильные дороги общего пользования, хозяйственные автомобильные дороги, а также на улицы населенных пунктов.

Пункт 2. Автомобильные дороги общего пользования по своему значению подразделяются на автомобильные дороги международного, республиканского, областного и районного значения:

подпункт 1) к автомобильным дорогам международного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие столицы соседних государств, а также входящие в соответствии с межгосударственными соглашениями в международную сеть автомобильных дорог;

подпункт 2) к автомобильным дорогам республиканского значения относятся автомобильные дороги, обеспечивающие транспортное сообщение между крупными административными, культурными и экономическими центрами республики и соседних государств, а также автомобильные дороги, имеющие оборонное значение, за исключением указанных в подпункте 1);

подпункт 3) к автомобильным дорогам областного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры республики с областными и районными центрами, а также районные центры с дорогами республиканского значения, за исключением указанных в подпунктах 1) и 2);

подпункт 4) к автомобильным дорогам районного значения относятся автомобильные дороги, соединяющие районные центры с сельскими населенными пунктами.

Пункт 3. К хозяйственным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги на территории хозяйствующих субъектов, обслуживающие их производственно-хозяйственные перевозки, подъезды к ним от автомобильных дорог общего пользования, внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных организаций, служебные, патрульные и частные автомобильные дороги.

Пункт 4. К улицам населенных пунктов относятся автомобильные дороги в пределах соответствующих административно-территориальных единиц, за исключением дорог, указанных в подпунктах 1)–4) пункта 2 настоящей статьи.

Пункт 5. В зависимости от геометрических параметров, а также интенсивности дорожного движения автомобильные дороги классифицируются в соответствии с техническими регламентами в сфере автомобильных дорог.

Пункт 6. Порядок и условия классификации автомобильных дорог устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Пункт 7. Перечни автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения, в том числе перечень автомобильных дорог оборонного значения, утверждаются Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам.

Перечни автомобильных дорог областного значения утверждаются местными исполнительными органами областей по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

Перечень улиц города утверждается местным исполнительным органом города.

Перечни автомобильных дорог районного значения утверждаются местными исполнительными органами районов по согласованию с местными исполнительными органами областей.

Пункт 8. Автомобильные дороги общего пользования, хозяйственные автомобильные дороги, улицы населенных пунктов подлежат государственному учету в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Данные учета используются для формирования карт и атласов автомобильных дорог Республики Казахстан, публикуемых по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.


Статья 4. Право собственности и иные вещные права на автомобильные дороги

Пункт 1. Автомобильные дороги могут находиться в государственной и в частной собственности.

Пункт 2. Автомобильные дороги общего пользования являются основными путями сообщения в республике, находятся в собственности государства и не подлежат отчуждению.

Пункт 2-1. Автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть переданы в концессию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях.

Пункт 2-2. Автомобильные дороги общего пользования областного или районного значения или их участки могут быть предоставлены в безвозмездное временное пользование юридическим лицам Республики Казахстан (ссудополучателям) в соответствии с договором безвозмездного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участками.

Пункт 2-3. Республиканские автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть переданы в аренду в рамках выпуска исламских ценных бумаг исламской специальной финансовой компанией, действующей в организационно-правовой форме государственного учреждения, на основании решения Правительства Республики Казахстан.

Пункт 3. Право собственности и иные вещные права на хозяйственные автомобильные дороги определяются формой собственности юридических лиц, в ведении которых находятся эти дороги.

Пункт 4. Частные автомобильные дороги являются собственностью физических и юридических лиц.

Пункт 5. Улицы населенных пунктов находятся в ведении соответствующих местных исполнительных органов и являются коммунальной собственностью.

Пункт 6. Приватизация хозяйственных автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном имуществе» и настоящим Законом.


Статья 4-1. Предоставление автомобильных дорог общего пользования областного или районного значения в безвозмездное временное пользование

Пункт 1. Решение о предоставлении автомобильных дорог общего пользования областного или районного значения или их участков в безвозмездное временное пользование принимается соответственно местным исполнительным органом области или района (ссудодатель) на основании заявления ссудополучателя.

Пункт 2. Право безвозмездного временного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участков предоставляется на срок до пяти лет. Ссудополучатель, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, имеет по истечении срока договора при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок.

Пункт 3. В соответствии с договором безвозмездного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участками ссудополучатель обязан:

подпункт 1) содержать указанные автомобильные дороги в технически исправном состоянии и проводить ремонт в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;

подпункт 2) соблюдать за свой счет общие требования безопасности;

подпункт 3) обеспечить безопасный беспрепятственный бесплатный проезд с обеспечением допустимого скоростного режима движения транспортных средств на всем его протяжении.

Пункт 4. Производство работ по реконструкции и ремонту автомобильных дорог общего пользования областного или районного значения допускается при наличии разрешения, выданного местным исполнительным органом области или района, с согласия органов дорожной полиции.

Пункт 5. Предоставление автомобильных дорог общего пользования областного или районного значения или их участков в безвозмездное временное пользование оформляется на основе типового договора, утвержденного Правительством Республики Казахстан.


Статья 5. Платные автомобильные дороги

Пункт 1. В Республике Казахстан могут создаваться платные автомобильные дороги (мосты, путепроводы) в порядке, установленном настоящим Законом и законодательством Республики Казахстан о концессиях. Контроль за созданием и эксплуатацией платных автомобильных дорог осуществляется уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

Пункт 2. Платные автомобильные дороги создаются с учетом выполнения следующих условий: повышенного качества проезда с обеспечением высокой, безопасной скорости движения транспорта и высокого сервисного обслуживания на всем его протяжении.

Пункт 3. Платные автомобильные дороги могут создаваться за счет средств государственного бюджета или на основе концессионных договоров, при этом автомобильная дорога для организации платного движения может быть передана в эксплуатацию юридическим лицам в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан о концессиях.

Пункт 4. Концессионер может объединять ряд строительных, проектных, финансовых, инвестиционных и других компаний различной формы собственности с возможным привлечением иностранных инвесторов. Для строительства платных автомобильных дорог концессионер использует любые источники финансирования, не запрещенные законодательными актами Республики Казахстан.

Пункт 5. Местным исполнительным органам запрещается устанавливать налоги, сборы и платежи с пользователей автомобильными дорогами, применение которых не предусмотрено законодательными актами и прямо или косвенно ограничивает свободное перемещение грузов и пассажиров.


Статья 5-1. Принятие решения об использовании автомобильной дороги на платной основе

Пункт 1. Решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты в отношении автомобильных дорог международного и республиканского значения в случаях:

подпункт 1) строительства автомобильных дорог I категории;

подпункт 2) реконструкции существующих автомобильных дорог путем доведения их основных параметров до I категории.

В границах населенных пунктов строительство или реконструкция, указанные в части первой настоящего пункта, возможны только над уличной сетью или в обход ее.

Пункт 2. Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе принимается Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам с приложением альтернативных вариантов строительства или реконструкции.

Пункт 3. В решении об использовании автомобильной дороги на платной основе должны быть указаны:

подпункт 1) начальный и конечный пункты с возможностью проезда по другой существующей альтернативной дороге;

подпункт 2) перечень пересечений с другими автомобильными дорогами и примыканий к другим автомобильным дорогам;

подпункт 3) техническая классификация и основные параметры;

подпункт 4) протяженность;

подпункт 5) максимальная ставка платы за проезд;

подпункт 6) перечень прилегающих населенных пунктов, не имеющих альтернативного проезда по другой автомобильной дороге;

подпункт 7) срок использования на платной основе.

Пункт 4. Решение об использовании автомобильной дороги на платной основе должно быть опубликовано в течение тридцати календарных дней со дня принятия решения в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, на государственном и русском языках.


Статья 5-2. Льготы по плате за пользование платными автомобильными дорогами, в том числе переданными в концессию

Пункт 1. От платы за пользование платными автомобильными дорогами, в том числе переданными в концессию, освобождаются:

подпункт 1) специальные автотранспортные средства при исполнении служебных обязанностей:

организации скорой медицинской помощи;

противопожарной службы;

аварийно-спасательных служб;

дорожно-патрульной службы;

подпункт 2) при отсутствии альтернативного проезда по другой автомобильной дороге:

автобусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в пригородных сообщениях и сообщениях, соединяющих населенные пункты: поселки, аулы (села) с районными или областными центрами, столицей или городом республиканского значения;

автобусы районов, прилегающих к платной автомобильной дороге, зарегистрированные в установленном порядке на территории указанной административно-территориальной единицы, для перемещения в пределах одного района;

грузовые автотранспортные средства, колесные самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные машины в пределах отрезков между ближайшими транспортными развязками для пересечения водных преград и железных дорог;

легковые автомобили физических и юридических лиц районов, прилегающих к платной автомобильной дороге, зарегистрированные в установленном порядке на территории указанной административно-территориальной единицы, для перемещения в пределах одного района.


Статья 5-3. Прекращение и приостановление использования платной автомобильной дороги

Пункт 1. Прекращение использования платной автомобильной дороги осуществляется по истечении срока, указанного в решении об использовании автомобильной дороги на платной основе.

Пункт 2. Приостановление использования платной автомобильной дороги осуществляется на определенный срок в случае введения в установленном законодательством Республики Казахстан порядке военного положения, чрезвычайного положения, а также возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

Пункт 3. Решение о приостановлении использования платной автомобильной дороги принимается владельцем автомобильной дороги с момента возникновения обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи.


Статья 6. Наименование и индексация автомобильных дорог. Исчисление расстояний на автомобильных дорогах

Пункт 1. Все автомобильные дороги общего пользования Республики Казахстан должны иметь наименование и индекс. В наименование автомобильной дороги входит название начального и конечного населенных пунктов, а при необходимости – промежуточных пунктов.

Индекс автомобильной дороги состоит из букв латинского алфавита и группы цифр.

Пункт 2. Наименования и индексы автомобильных дорог должны быть отражены в картах и атласах автомобильных дорог, а также на автомобильной дороге путем установления специальных знаков и маркировки.

Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования республиканского значения утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Наименования и индексы международных автомобильных дорог, проходящих по территории Республики Казахстан, устанавливаются международными соглашениями.

Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования областного значения утверждаются местными исполнительными органами областей по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

Наименования и индексы автомобильных дорог общего пользования районного значения утверждаются местными исполнительными органами районов по согласованию с местными исполнительными органами областей.

Пункт 3. Расстояния на автомобильных дорогах общего пользования республиканского, областного и районного значения исчисляются между начальными и конечными населенными пунктами. Отсчет километров автомобильных дорог общего пользования ведется:

для автомобильных дорог, выходящих из столицы Республики Казахстан, – от здания Парламента Республики Казахстан;

для автомобильных дорог, выходящих из других населенных пунктов, – от зданий местных исполнительных органов, а в случае их отсутствия – от границ населенных пунктов.

Под протяженностью автомобильных дорог общего пользования принимается:

для автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты, – расстояние между границами соответствующих населенных пунктов;

для автомобильных дорог, соединяющих между собой другие автомобильные дороги общего пользования и примыкающих к ним, – пересечение осей сопрягающихся автомобильных дорог.

Под протяженностью улиц населенных пунктов принимается расстояние в пределах границ соответствующих населенных пунктов.


ГЛАВА 2. ЗЕМЛИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


Статья 7. Предоставление земель для размещения автомобильных дорог

Пункт 1. Для строительства и содержания автомобильных дорог общего пользования землепользователям предоставляются земли под полосу отвода на основе установленных норм в зависимости от категории дороги и согласно проектной документации. Земли для нужд автомобильных дорог общего пользования, включая автомобильные дороги или их участки, переданные в концессию, отводятся в постоянное землепользование дорожному органу, во временное землепользование – поставщикам услуг, осуществляющим строительство, реконструкцию и ремонт дорог, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Пункт 2. Размер полосы отвода проектируемой автомобильной дороги общего пользования устанавливается в зависимости от ее категории согласно нормам отвода земель для автомобильных дорог общего пользования, а именно: для дорог I технической категории – по 35 метров от оси дорог, для дорог II технической категории – по 20 метров, для дорог III технической категории – по 15 метров, для дорог IV технической категории – по 13 метров, для дорог V технической категории – по 12 метров.

Пункт 3. Земли под автомобильные дороги общего пользования предоставляются решением соответствующего местного исполнительного органа и отводятся на местности уполномоченными органами по земельным отношениям.

Пункт 4. Земли, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования, относятся к государственной собственности, являются неделимыми и не подлежат передаче в частную собственность. Любые сооружения, построенные на землях автомобильных дорог общего пользования с нарушением установленного порядка согласования на использование этих земель, признаются незаконными и подлежат сносу в установленном законодательством порядке лицом, осуществившим самовольную постройку, либо за его счет.

Пункт 5. Земли для хозяйственных и частных автомобильных дорог предоставляются в порядке, установленном земельным законодательством Республики Казахстан.


Статья 8. Придорожные полосы

Пункт 1. Придорожные полосы устанавливаются для обеспечения безопасности населения и создания условий эксплуатации автомобильных дорог с учетом требований безопасности дорожного движения, а также возможности осуществления их реконструкции, ремонта и содержания, размещения объектов дорожной инфраструктуры.

Пункт 2. Для международных и республиканских автомобильных дорог общего пользования ширина придорожной полосы с каждой стороны должна быть не менее 50 метров, считая от границы полосы отвода.

Для автомобильных дорог общего пользования областного и районного значения ширина придорожной полосы с каждой стороны дороги должна быть не менее 40 метров, считая от границы полосы отвода.

Пункт 3. Запрещается строительство зданий и сооружений в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования, за исключением объектов дорожной службы и объектов дорожного сервиса, строительство которых осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Пункт 4. Решения о предоставлении земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса в придорожных полосах или объектов за их пределами, когда для доступа к ним требуется подъезд, принимаются соответствующим местным исполнительным органом в установленном порядке по согласованию с уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.

Пункт 5. Расходы по обустройству, ремонту и содержанию подъездов (съездов, примыканий) и других объектов, находящихся в придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, несут собственники этих объектов.


Статья 9. Порядок эксплуатации полосы отвода автомобильных дорог

Пункт 1. Земли полосы отвода автомобильных дорог общего пользования находятся во владении и пользовании дорожных органов или концессионеров и предназначены только для развития, благоустройства автомобильных дорог.

Пункт 2. Запрещаются строительство зданий и сооружений, а также прокладка инженерных коммуникаций в пределах полосы отвода вдоль автомобильной дороги общего пользования, за исключением объектов дорожной службы, наружной (визуальной) рекламы, постов дорожной полиции, санитарно-эпидемиологического контроля, таможенной службы, пограничного, транспортного контроля, ветеринарных и фитосанитарных контрольных постов.

Пункт 3. Участки земель полосы отвода автомобильных дорог общего пользования, не используемые дорожными органами или концессионером, могут предоставляться во временное краткосрочное землепользование по договору физическим и юридическим лицам для размещения наружной (визуальной) рекламы при условии недопущения снижения транспортно-эксплуатационных качеств дороги, соблюдения требований безопасности движения транспортных средств и охраны окружающей среды:

подпункт 1) в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения – уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам;

подпункт 2) в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования областного или районного значения – местным исполнительным органом области или района.


Статья 10. Размещение наружной (визуальной) рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования

Пункт 1. Размещение объекта наружной (визуальной) рекламы допускается при наличии документа, выдаваемого:

подпункт 1) уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам при размещении объекта рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования международного и республиканского значения;

подпункт 2) местным исполнительным органом области или района при размещении объекта рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования соответственно областного или районного значения.

Пункт 2. Устанавливаемые в границах полосы отвода наружная (визуальная) реклама, иные информационные знаки и указатели должны выполняться и устанавливаться в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Пункт 3. Порядок размещения наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования устанавливается Правительством Республики Казахстан. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы взимается в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.


ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ


Статья 11. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области автомобильных дорог и дорожной деятельности

К ведению Правительства Республики Казахстан относятся:

подпункт 1) координация и проведение на территории Республики Казахстан единой государственной политики в области автомобильных дорог и дорожной деятельности;

подпункт 2) общее руководство деятельностью центральных и местных исполнительных органов в области автомобильных дорог и дорожной деятельности;

подпункт 3) утверждение Правил пользования автомобильными дорогами, дорогами оборонного значения, перечня международной и республиканской сети автомобильных дорог общего пользования, нормативов финансирования на ремонт и содержание автомобильных дорог, порядка уплаты и ставок сборов за проезд по территории Республики Казахстан автотранспортных средств;

подпункт 4) утверждение перспективных программ развития сети автомобильных дорог и дорожной деятельности;

подпункт 5) утверждение порядка и условий эксплуатации платных автомобильных дорог и мостовых переходов;

подпункт 5-1) принятие решения о передаче в аренду республиканских автомобильных дорог общего пользования или их участков в рамках выпуска исламских ценных бумаг;

подпункт 6) осуществление международного сотрудничества в области автомобильных дорог;

подпункт 6-1) утверждение технических регламентов в сфере автомобильных дорог;

подпункт 7)исключен;

подпункт 8) утверждение типового договора безвозмездного пользования автомобильными дорогами общего пользования областного или районного значения или их участков;

подпункт 9) осуществление иных полномочий, предусмотренных Конституцией, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.


Статья 12. Компетенция уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам

Пункт 1.Исключен.

Пункт 2. К ведению уполномоченного государственного органа по автомобильным дорогам относятся:

подпункт 1)исключен;

подпункт 2) участие в разработке и реализации единой государственной и научно-технической политики в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности;

подпункт 3) государственный учет автомобильных дорог общего пользования;

подпункт 4) разработка предложений по определению источников и размеров финансирования дорожной отрасли в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

подпункт 5) государственное планирование развития автомобильных дорог общего пользования в соответствии с задачами укрепления экономики и обороноспособности Республики Казахстан;

подпункт 6) участие в заключении международных договоров Республики Казахстан в части развития и эксплуатации автомобильных дорог;

подпункт 7) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования дорожного сектора, независимо от форм собственности, а также проектов государственных норм и стандартов в дорожной деятельности;

подпункт 8) подготовка научно обоснованных нормативов финансирования затрат на работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

подпункт 9) управление государственными организациями, на балансе которых имеются республиканские автомобильные дороги общего пользования;

подпункт 10) координация деятельности по созданию и развитию сети автомобильных дорог областного и районного значения общего пользования;

подпункт 11) реализация инвестиционной и социальной политики в дорожной отрасли;

подпункт 12)исключен;

подпункт 13) проведение научных исследований в области дорожной деятельности;

подпункт 14) организация работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог республиканского значения в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и о концессиях;

подпункт 15) обеспечение соблюдения норм и стандартов, принятых в области проектирования, требуемого качества при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог;

подпункт 16) разработка предложений по передаче в концессию участков автомобильных дорог (мостовых переходов), порядка и условий их эксплуатации, размера ставок за проезд по ним;

подпункты 17)20) исключены;

подпункт 21) расширение международного сотрудничества по вопросам строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог;

подпункт 22) управление дорожной деятельностью, осуществляемое с целью обеспечения развития, сохранности, ремонта и содержания автомобильных дорог;

подпункт 23) разработка технических регламентов в сфере автомобильных дорог;

подпункт 24) утверждение нормативно-технических документов в области автомобильных дорог;

подпункт 25) утверждение классификации видов работ, выполняемых при содержании, текущем, среднем и капитальном ремонтах автомобильных дорог;

подпункт 26) заключение договора субаренды, предметом которого могут выступать республиканские автомобильные дороги общего пользования или их участки, в рамках выпуска исламских арендных сертификатов Республикой Казахстан.

Пункт 3. Уполномоченный государственный орган по автомобильным дорогам осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.


Статья 13. Компетенция местных представительных и исполнительных органов

Пункт 1. К компетенции областных (города республиканского значения, столицы) и районных (городов областного значения) представительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности относятся:

подпункт 1) утверждение планов и программ развития автомобильных дорог областного и районного значения и улиц населенных пунктов, находящихся в коммунальной собственности;

подпункт 2) заслушивание отчетов руководителей областных (города республиканского значения, столицы) и районных (городов областного значения) исполнительных органов по вопросам развития и содержания автомобильных дорог общего пользования областного и районного значения, улиц населенных пунктов;

подпункт 3) осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

Пункт 1-1. К ведению областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности относятся:

подпункт 1) разработка и реализация планов и программ развития автомобильных дорог общего пользования областного значения, улиц в городе республиканского значения, столице;

подпункт 2) организация работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования областного значения, улиц в городе республиканского значения, столице в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;

подпункт 3) управление сетью автомобильных дорог областного значения общего пользования, улиц населенных пунктов;

подпункт 4) управление дорогами и дорожными предприятиями, находящимися в коммунальной собственности области (города республиканского значения, столицы);

подпункт 5) осуществление государственного контроля при производстве работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог областного значения, улиц в городе республиканского значения, столице;

подпункт 6) принятие решения о предоставлении автомобильных дорог общего пользования областного значения или их участков в безвозмездное временное пользование;

подпункт 7) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Пункт 2. К ведению районных (городов областного значения) исполнительных органов в сфере автомобильных дорог и дорожной деятельности относятся:

подпункт 1) разработка и реализация планов и программ развития автомобильных дорог областного и районного значения общего пользования, улиц в городах областного значения и иных населенных пунктах в пределах районов;

подпункт 2) организация работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования районного значения, улиц населенных пунктов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках и о концессиях;

подпункт 2-1) разработка предложений по передаче в концессию участков автомобильных дорог (мостовых переходов), порядка и условий их эксплуатации, размера ставок за проезд по ним;

подпункт 3) управление сетью автомобильных дорог районного значения общего пользования, улиц населенных пунктов;

подпункт 4) управление дорогами и дорожными предприятиями, находящимися в коммунальной собственности районов (городов областного значения);

подпункт 5)исключен;

подпункт 6) осуществление государственного контроля при производстве работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог районного значения общего пользования, улиц в городах областного значения и иных населенных пунктах в пределах районов;

подпункт 7) принятие решения о предоставлении автомобильных дорог районного значения или их участков в безвозмездное временное пользование;

подпункт 8) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.


Статья 14. Планирование развития автомобильных дорог

Пункт 1. Планирование развития автомобильных дорог осуществляется государственными органами, управляющими хозяйственных и частных автомобильных дорог в соответствии с утвержденными республиканскими и региональными программами. Планирование развития улично-дорожной сети населенных пунктов осуществляется соответствующими местными исполнительными органами.

Пункт 2. Государственные закупки товаров, работ и услуг в дорожной отрасли, а также научные исследования в этих направлениях осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках.

Пункт 3. Проектирование и строительство автомобильных дорог осуществляются физическими и юридическими лицами, имеющими лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, на конкурсной основе.

Пункт 4. Техническая документация, разработанная для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, подлежит государственной, в том числе экологической, экспертизе в установленном порядке, а для среднего ремонта существующих автомобильных дорог общего пользования – ведомственной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам.


Статья 15. Качество работ при осуществлении дорожной деятельности

Пункт 1. Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог осуществляются в соответствии с установленными требованиями и нормами, с применением разрешенных к использованию материалов, приборов, оборудования и средств измерений с целью достижения высоких транспортно-эксплуатационных показателей автомобильных дорог (скорость, ровность, долговечность, повышенные условия безопасности движения автотранспорта).

Пункт 2. Физические и юридические лица, осуществляющие дорожную деятельность, обязаны выполнять работы с соблюдением требований законодательных актов Республики Казахстан.

При производстве работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется государственный контроль заказчиком, уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам и местными исполнительными органами области (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) а также авторский надзор – разработчиком проектной документации и производственный – исполнителем работ. Приемка в эксплуатацию законченных дорожных работ, кроме работ по текущему ремонту автомобильных дорог, осуществляется государственной приемочной комиссией.

Пункт 3. Выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог с нарушением требований законодательства влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.


Статья 16. Лицензирование дорожной деятельности

Пункт 1. Лицензирование дорожной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.

Пункт 2. Осуществление физическими и юридическими лицами дорожной деятельности без лицензии либо с нарушением условий лицензии влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.


Статья 17. Финансирование дорожной деятельности

Пункт 1. Финансирование автомобильных дорог общего пользования осуществляется по утвержденным нормам, обеспечивающим их ремонт и содержание, исходя из требований безопасности дорожного движения, охраны окружающей среды и обеспечения автотранспортных перевозок, и определяется бюджетным законодательством.

Пункт 1-1. Возмещение затрат концессионеров, понесенных в связи с договором концессии участков автомобильных дорог, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о концессиях.

Пункт 2.Исключен.

Пункт 3. Развитие, ремонт и содержание хозяйственных автомобильных дорог обеспечиваются за счет средств организаций и частных лиц, в ведении которых находятся эти дороги.

Пункт 4.Исключен.


Статья 18. Права дорожных органов и их работников

Пункт 1. Дорожные органы совместно с органами дорожной полиции и уполномоченным органом по чрезвычайным ситуациям имеют право: на ограничение или закрытие движения транспортных средств в экстремальных условиях (неблагоприятные погодно-климатические условия, стихийные бедствия, пожар, потеря несущей способности автомобильных дорог), а также при проведении ремонтно-строительных работ с уведомлением об этом местных исполнительных органов и пользователей автомобильными дорогами установлением соответствующих дорожных знаков и через средства массовой информации, контролировать соблюдение Правил пользования автомобильными дорогами.

Пункт 2. Работники дорожных органов имеют право требовать выведения за пределы проезжей части автомобильной дороги транспортных средств, повреждающих или загрязняющих элементы дороги, либо крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, не имеющих специального разрешения на проезд.


Статья 19. Ответственность дорожных органов и управляющих автомобильными дорогами

Дорожные органы и управляющие автомобильными дорогами несут ответственность:

подпункт 1) за содержание обслуживаемых автомобильных дорог и сооружений на них в состоянии, обеспечивающем бесперебойный и безопасный проезд транспортных средств, и обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства;

подпункт 2) за ущерб, причиненный дорожно-транспортными происшествиями, возникший по причине дорожных условий, с возмещением ущерба пользователям автомобильными дорогами в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан;

подпункт 3) за фитосанитарное состояние полосы отвода автомобильных дорог в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.


ГЛАВА 3-1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 19-1. Объекты технического регулирования

Объектами технического регулирования являются автомобильные дороги, дорожно-строительные материалы, процессы проектирования, строительства (реконструкция, ремонт) и эксплуатации автомобильных дорог.


Статья 19-2. Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог

Пункт 1. Проектирование автомобильных дорог должно осуществляться с учетом условий наименьшего ограничения и изменения скорости, обеспечения безопасности движения и возможной реконструкции дороги за пределами перспективного периода.

Пункт 2. Проектные решения автомобильных дорог должны обеспечивать:

подпункт 1) организованное, безопасное движение транспортных средств с расчетными скоростями;

подпункт 2) соблюдение условий зрительного ориентирования водителей;

подпункт 3) безопасное расположение примыканий и пересечений;

подпункт 4) необходимое сцепление шин автомобилей с поверхностью проезжей части;

подпункт 5) необходимое обустройство автомобильных дорог, в том числе защитными дорожными сооружениями;

подпункт 6) необходимые здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб.

Пункт 3. При проектировании производственных баз, зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб необходимо разрабатывать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие соблюдение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и почве.

Пункт 4. При разработке проектно-сметной документации следует оценивать непосредственное и косвенное влияние дорог и дорожного движения на:

подпункт 1) людей и окружающую среду;

подпункт 2) пейзаж, объекты на дороге и историко-культурное наследие.

Устройство лесонасаждений (вдоль дороги) должно способствовать улучшению визуального ориентирования и нарушению визуального однообразия дороги при условии исключения возникновения каких-либо других опасностей.

Пункт 5. При проектировании дорог необходимо разрабатывать схемы расстановки дорожных знаков с обозначением мест и способов их установки и схемы дорожной разметки.

Пункт 6. Требования безопасности при проектировании автомобильных дорог устанавливаются техническими регламентами.


Статья 19-3. Требования безопасности при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог

Пункт 1. При строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог необходимо обеспечить соответствие требованиям проектно-сметной документации, настоящего Закона и технических регламентов в сфере автомобильных дорог.

Пункт 2. При строительстве, реконструкции и ремонте необходимо принимать меры по безопасности и охране окружающей среды. При выборе методов производства работ и средств механизации следует учитывать необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм, норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

При строительстве, реконструкции и ремонте дорог должно обеспечиваться сохранение зеленых насаждений или их восстановление.

Пункт 3. Безопасность дорожных рабочих и участников дорожного движения должна обеспечиваться путем принятия мер к организации движения и ограждению мест проведения работ, которые должны предусматриваться в ходе планирования работ и регулярно проверяться при их производстве.

Пункт 4. При строительстве, реконструкции и ремонте дорог в сложных инженерно-геологических условиях, когда сроки стабилизации земляного полотна существенно превышают установленные сроки строительства, допускается предусматривать стадийное устройство дорожной одежды с обеспечением водоотвода и безопасности движения на каждой стадии.

Пункт 5. Требования безопасности при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог устанавливаются техническими регламентами.


Статья 19-4. Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог

Пункт 1. Состояние дорог должно обеспечивать безопасность дорожного движения и охрану окружающей среды и соответствовать уровню транспортно-эксплуатационной загрузки.

Ширина придорожной полосы должна быть не менее установленных норм для данного вида дороги.

Информационные указатели и знаки должны обеспечивать безопасность движения и соответствовать требованиям нормативных документов.

Состав дорог должен обеспечивать их безопасность при эксплуатации с учетом климатических особенностей региона и транспортно-эксплуатационной загрузки.

Пункт 2. Проезжая часть автомобильных дорог и улиц населенных пунктов, покрытие тротуаров пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения.

Дорожное покрытие должно иметь поверхность, необходимую для обеспечения расчетных скоростей и безопасности движения.

Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств.

В зимних условиях следует максимально обеспечивать безопасность дорожного движения и его организацию путем принятия соответствующих мер.

Пункт 3. Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий и задержек транспортных средств в местах проведения дорожных работ необходимо предусматривать установку ограждающих устройств, знаков и разметки, а также обеспечивать видимость мест проведения работ в любое время суток.

Применяемые технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства, сети освещения, светофоры, системы автоматизированного управления движением) должны быть хорошо заметны, различимы в любое время суток.

Пункт 4. Уровень шума, вибрации и загрязнение воздуха и вод в результате дорожного движения, обслуживания и содержания дорог следует ограничивать соответствующими мерами на основании требований, установленных техническими регламентами в сфере автомобильных дорог.


Статья 19-5. Требования безопасности к дорожно-строительным материалам

Дорожно-строительные материалы должны быть стойкими к воздействию окружающей среды, а содержание вредных компонентов и примесей в них не должно превышать допустимые нормы.


ГЛАВА 4. ПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ


Статья 20. Пользование автомобильными дорогами общего пользования

Пункт 1. Право пользования автомобильными дорогами общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Пункт 2. Пользователи автомобильными дорогами общего пользования обязаны эксплуатировать транспортные средства в состоянии, обеспечивающем безопасность дорожного движения, сохранность дорог и сооружений на них, а также предотвращать загрязнение окружающей среды.


Статья 21. Проезд крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств

Правила проезда по территории Республики Казахстан крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств утверждаются Правительством Республики Казахстан.


Статья 22. Проезд транспортных средств, перевозящих опасные грузы

Порядок проезда по территории Республики Казахстан транспортных средств, перевозящих опасные грузы, определяется Правительством Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.


Статья 23. Обязанности собственников земельных участков, прилегающих к автомобильным дорогам

Пункт 1. Собственники земельных участков и землепользователи, территории которых примыкают к автомобильным дорогам, обязаны:

подпункт 1) согласовывать строительство подъездных дорог и примыканий к дорогам общего пользования с дорожными органами;

подпункт 2) содержать в технически исправном и в надлежащем санитарном состоянии примыкания к дорогам общего пользования и подъезды к ним, производить очистку от мусора, грязи и снега;

подпункт 3) не допускать складирования материалов и конструкций в придорожной полосе, затрудняющих видимость и ухудшающих безопасность движения.

Пункт 2. Невыполнение указанных в пункте 1 требований влечет ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.


Статья 24. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог

Пункт 1. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог для использования в чрезвычайных ситуациях в период мобилизации и в военное время осуществляется физическими и юридическими лицами, независимо от форм собственности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Пункт 2. В случаях введения на всей территории Казахстана или в отдельных его местностях чрезвычайного или военного положения и при объявлении частичной или общей мобилизации частные дороги могут быть использованы без согласия собственника всеми участниками дорожного движения.


Статья 25. Ответственность пользователей автомобильными дорогами

Пункт 1. Пользователи автомобильными дорогами, допустившие повреждение дорожного покрытия, земляного полотна, мостов, путепроводов, водоотводных сооружений, автопавильонов, дорожных знаков, придорожных насаждений, защитных устройств и других элементов обустройства автомобильных дорог, а также нарушившие Правила пользования автомобильными дорогами, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Пункт 2. Ущерб, нанесенный пользователями автомобильным дорогам и дорожным сооружениям, возмещается ими в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Пункт 3. Споры, возникающие с дорожными органами в процессе проектирования, строительства, содержания, ремонта, реконструкции и использования автомобильных дорог, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.


Статья 26. Медицинская помощь на автомобильных дорогах

Помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах должна оказываться всеми участниками дорожного движения, которые обязаны доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение и сообщить о происшествии в органы дорожной полиции.


Статья 27. Охрана окружающей среды

Пункт 1. При строительстве, реконструкции, ремонте, содержании автомобильных дорог и пользовании ими должно обеспечиваться соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Пункт 2. При проектировании и разработке проектов на реконструкцию и строительство автомобильных дорог должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, рекультивации карьеров, придорожных полос, откосов, кюветов, нарушенных земель с посевом многолетних трав и посадкой деревьев и кустарников. Проектно-сметная документация в местах пользования водоисточником должна предусматривать санитарную зону, строительство временных автостоянок, эстакад и защитных сооружений для сбора отходов нефтепродуктов.

Пункт 3. Защитные насаждения вдоль автомобильных дорог должны содержаться надлежащим образом их владельцами или пользователями.

Пункт 4. За несоблюдение требований охраны окружающей среды виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Вероника Никитенко Автолюбитель
Рейтинг: 0 0

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Еще статьи по ремонту этого автомобиля:

Другие виды ремонта этого автомобиля: