Москва
  • Ленинградская область
  • Минская область
  • Москва
  • Московская область

Закон Республики Казахстан о безопасности дорожного движения

0 2648

 

Настоящий Закон устанавливает основные принципы организации государственной системы управления, регулирует общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

пункт 1) автомагистраль – дорога, имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой, а при ее отсутствии – дорожным ограждением, без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками;

пункт 2) дорога – автомобильная дорога общего пользования, хозяйственная автомобильная дорога, улица населенного пункта, подлежащие государственному учету и представляющие комплекс инженерных сооружений, предназначенных для движения транспортных средств. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

пункт 3) дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих при перемещении людей и грузов по дорогам с использованием транспортных средств либо без них (пешеходы), а также в процессе регулирования условий этого перемещения;

пункт 4) безопасность дорожного движения – состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и государства от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

пункт 5) обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предотвращение возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

пункт 6) участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства, погонщика животных;

пункт 7) технические средства регулирования дорожного движения – дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры (включая оборудование, определяющее программу их работы), регулирующие устройства на железнодорожных переездах, а также дорожные ограждения и направляющие устройства;

пункт 8) организация дорожного движения – комплекс организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

пункт 9) дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

пункт 10) уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области автомобильного транспорта, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию;

пункт 11) транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

пункт 12) регион деятельности – территория, определенная уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций по принципу распределения зарегистрированных механических транспортных средств и прицепов к ним;

пункт 13) государственный технический осмотр – периодический процесс диагностирования технического состояния тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости на соответствие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан;

пункт 14) единая информационная система обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним – электронная база данных, содержащая сведения о владельцах механических транспортных средств и прицепов к ним, механических транспортных средствах и прицепов к ним, результатах проведения обязательного технического осмотра, выданных свидетельствах о прохождении обязательного технического осмотра и международных сертификатах технического осмотра;

пункт 15) механическое транспортное средство – транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Понятие распространяется также на тракторы и самоходные машины;

пункт 16) обязательный технический осмотр – периодический процесс диагностирования технического состояния механических транспортных средств и прицепов к ним на соответствие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан;

пункт 17) свидетельство о прохождении обязательного технического осмотра – документ, являющийся бланком строгой отчетности и подтверждающий факт прохождения обязательного технического осмотра, по результатам которого установлено, что техническое состояние механических транспортных средств и прицепов к ним соответствует установленным законодательством Республики Казахстан требованиям;

пункт 18) диагностическая карта технического осмотра – документ, содержащий сведения о владельце и механическом транспортном средстве и прицепов к нему с перечнем параметров технического состояния механического транспортного средства и прицепов к нему и результатах обязательного технического осмотра;

пункт 19) стационарная линия технического осмотра – комплекс, оснащенный средствами технического диагностирования транспортных средств для проведения обязательного технического осмотра, расположенный в здании или сооружении;

пункт 20) мобильная линия технического осмотра – передвижной комплекс, состоящий из специального транспортного средства, оснащенного средствами технического диагностирования транспортных средств для проведения обязательного технического осмотра;

пункт 20-1) оператор технического осмотра – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по проведению обязательного технического осмотра и включенные в реестр операторов технического осмотра;

пункт 21) центр технического осмотра – комплекс, предназначенный для выполнения работ по диагностированию технического состояния механических транспортных средств и прицепов к ним, имеющий для этих целей стационарную и (или) мобильную линию технического осмотра;

пункт 22) реестр операторов технического осмотра – единый перечень операторов технического осмотра, ведение которого осуществляется уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций;

пункт 23) прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Понятие распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски;

пункт 24) международный сертификат технического осмотра – документ, являющийся бланком строгой отчетности и подтверждающий факт прохождения обязательного технического осмотра механическим транспортным средством и прицепами к нему массой более 3,5 тонны, используемым в международном автомобильном сообщении, и соответствия требованиям, установленным международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.


Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о безопасности дорожного движения

Законодательство Республики Казахстан о безопасности дорожного движения основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.


Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

– приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

– приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

– соблюдение интересов граждан и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

– системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения.


Статья 4. Система обеспечения безопасности дорожного движения

Система обеспечения безопасности дорожного движения является средством реализации государственной политики и включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, совокупность центральных и местных исполнительных органов, юридических лиц, независимо от форм собственности, участников дорожного движения, средств и мер, обеспечивающих безопасность дорожного движения и ликвидацию последствий дорожно-транспортных происшествий.


ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ


Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

Безопасность дорожного движения обеспечивается путем:

– установления полномочий и ответственности Правительства, Республики Казахстан, центральных и местных исполнительных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

– координации деятельности центральных и местных исполнительных органов, юридических и физических лиц с целью предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

– регулирования деятельности по обеспечению безопасности движения на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

– разработки и утверждения в установленном порядке нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

– организации дорожного движения;

– программно-целевого планирования мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;

– научного, материально-технического и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

– организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

– проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

– технического регулирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

– проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

– государственного надзора и контроля за выполнением законодательства, иных нормативных актов, правил и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.


Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:

– разработка и проведение на территории Республики Казахстан единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

– утверждение технических регламентов;

– разработка государственных программ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;

– руководство деятельностью центральных и местных исполнительных органов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, контроль выполнения ими законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;

– определение центрального исполнительного органа по безопасности дорожного движения и утверждение Положения о нем;

– установление единой системы правил, стандартов и других нормативных актов;

– осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

– утверждение правил организации и проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним;

– утверждение периодичности прохождения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним;

– утверждение формы диагностической карты технического осмотра;

– утверждение правил пользования автомобильными дорогами, дорожными сооружениями и порядка их охраны на территории Республики Казахстан;

– утверждение правил подготовки водителей транспортных средств;

– выполнение иных функций, возложенных на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.


Статья 7. Компетенция центрального исполнительного органа по безопасности дорожного движения

К компетенции центрального исполнительного органа по безопасности дорожного движения относятся:

– реализация государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

– организация выполнения программ в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

– разработка правил подготовки водителей транспортных средств;

– определение порядка проведения профилактических мероприятий и обучения населения правилам и требованиям безопасности дорожного движения;

– организация научных исследований и научно-технических разработок государственного значения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

– организация и осуществление государственного контроля за обеспечением безопасности дорожного движения;

– участие в заключении международных договоров Республики Казахстан в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

– координация деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения;

– согласование представленной заказчиком нормативной, проектной и технической документации при проектировании, строительстве, ремонте, содержании и управлении дорог;

– участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

– разработка технических регламентов;

– осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.


Статья 7-1. Компетенция уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций

В компетенцию уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций входят:

пункт 1) управление дорожной деятельностью на автомобильных дорогах международного и республиканского значения;

пункт 2) обеспечение выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту, внедрению и содержанию технических средств регулирования дорожного движения на автомобильных дорогах международного и республиканского значения;

пункт 3) осуществление государственного контроля за соблюдением порядка проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним операторами технического осмотра;

пункт 4) разработка и утверждение формы бланка свидетельства о прохождении обязательного технического осмотра;

пункт 5) ведение реестра операторов технического осмотра;

пункт 6) выдача международных сертификатов технического осмотра;

пункт 7) выдача бланков свидетельств о прохождении обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним операторам технического осмотра, осуществляемая после представления документов, подтверждающих уплату платежа за услуги реализации бланочной продукции, поступающего в доход бюджета в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

пункт 8) разработка и утверждение форм обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критериев оценки степени риска, полугодовых планов проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;

пункт 9) согласование графика проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним в пределах региона деятельности;

пункт 10) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.


Статья 8. Компетенция областных (города республиканского значения, столицы) и районных (городов областного значения) представительных и исполнительных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Пункт 1. К ведению областных (города республиканского значения, столицы) и районных (городов областного значения) представительных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения относятся:

– утверждение планов, региональных программ обеспечения безопасности дорожного движения;

– рассмотрение отчетов руководителей областных (города республиканского значения, столицы) и районных (городов областного значения) исполнительных органов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

– осуществление в соответствии с законодательством Республики Казахстан иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан.

Пункт 2. К ведению областных (города республиканского значения, столицы) и районных (городов областного значения) исполнительных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения относятся:

– обеспечение безопасности дорожного движения на соответствующей территории;

– разработка и реализация региональных программ обеспечения безопасности дорожного движения, координация и контроль за их выполнением;

– организация и контроль за выполнением решений центрального исполнительного органа по безопасности дорожного движения;

– организация и проведение комплекса мер по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

– обеспечение выполнения работ по строительству, реконструкции, ремонту, внедрению и содержанию технических средств регулирования дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования областного и районного значения, улицах населенных пунктов;

– обеспечение выполнения и контроль за всеми видами работ при строительстве, реконструкции, ремонте, внедрении и содержании технических средств регулирования дорожного движения на автомобильных дорогах районов (городов), дорожной сети городов, населенных пунктов районов (городов), выполнении работ по их содержанию, охране и обустройству дорог объектами сервиса;

– управление дорожной деятельностью на автомобильных дорогах общего пользования областного и районного значения, улицах населенных пунктов;

– осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.


Статья 10. Государственная система учета показателей состояния безопасности дорожного движения

Пункт 1. На территории Республики Казахстан осуществляется единая государственная система учета показателей аварийности, дорожно-транспортного травматизма, численности транспортных средств, водителей, правонарушений в сфере дорожного движения, транспортно-эксплуатационных показателей дорог, а также других показателей, отражающих состояние безопасности дорожного движения и деятельности по их обеспечению.

Пункт 2.Исключен.

Пункт 3. Центральные и местные исполнительные органы вправе запрашивать в установленном порядке сведения, входящие в систему отчетности.


Статья 11. Программы обеспечения безопасности дорожного движения

Пункт 1. В целях реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются отраслевая и региональные программы обеспечения безопасности дорожного движения, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан и снижение материального ущерба от этих происшествий.

Пункт 2. Отраслевые и региональные программы обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утверждаются в установленном порядке и финансируются за счет бюджетных средств и иных источников.


ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ


Статья 12. Порядок дорожного движения на территории Республики Казахстан

Пункт 1. Порядок дорожного движения на территории Республики Казахстан, права и обязанности участников дорожного движения, назначение и действие технических и других средств регулирования дорожного движения определяются Правилами дорожного движения. Правилами пользования автомобильными дорогами, дорожными сооружениями и порядком их охраны на территории Республики Казахстан, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

Пункт 2. На территории Республики Казахстан установлено правостороннее движение транспортных средств.


Статья 13. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств

Пункт 1. Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

– организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность в процессе дорожного движения;

– соблюдать установленный режим труда и отдыха водителей;

– создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

– анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения;

– обеспечивать контроль за техническим состоянием транспортных средств и их эксплуатацию в исправном состоянии;

– обеспечивать проведение предрейсовых и периодических медицинских осмотров водителей;

– организовывать мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Пункт 2. Специализированные предприятия, осуществляющие перевозочную деятельность автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения с учетом рода грузов, особенностей их перевозок и в пределах действующего законодательства.


Статья 14. Права и обязанности участников дорожного движения

Пункт 1. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам гарантируются государством и обеспечиваются путем исполнения законодательства Республики Казахстан о безопасности дорожного движения, международных договоров, ратифицированных Республикой.

Пункт 2. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Пункт 3. Участники дорожного движения имеют право на:

– свободное, беспрепятственное передвижение по дорогам в соответствии и на основании правил и процедур, установленных законодательством;

– получение разъяснения от должностных лиц и государственного органа, осуществляющего надзор за дорожным движением, о причинах запрещения или ограничения движения по дорогам;

– полную и достоверную информацию о безопасных условиях движения, качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, о правах, обязанностях и ответственности должностных лиц, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения;

– получение бесплатно гарантированного объема медицинской помощи, спасательных работ и другой необходимой помощи при дорожно-транспортном происшествии от организаций и должностных лиц, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения;

– возмещение ущерба в установленном законодательством порядке в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;

– обжалование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, незаконных действий должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Пункт 4. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан в части обеспечения безопасности дорожного движения.


Статья 15. Получение права на управление транспортными средствами

Пункт 1. Право на управление транспортными средствами может быть предоставлено:

– лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, – мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А»);

– лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста, – автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»);

– лицам, достигшим возраста двадцати одного года, имеющим стаж работы водителем не менее трех лет, в том числе стажа управления транспортными средствами, относящимися к категории «С», не менее одного года, – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя (категория «Д»), троллейбусами и трамваями;

– лицам, имеющим право управлять транспортными средствами, относящимися к категориям «В», «С» или «Д», при наличии стажа управления соответствующей категорией транспортного средства не менее двенадцати месяцев – составами транспортных средств (категория «Е»).

Пункт 2. Право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующими удостоверениями. На территории Республики Казахстан действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Республики Казахстан.

Пункт 3. Удостоверения на право управления транспортными средствами выдаются лицам, постоянно или временно проживающим на территории Республики Казахстан, достигшим установленного настоящей статьей возраста, не имеющим медицинских противопоказаний, обладающим необходимыми знаниями и навыками в объеме типовых программ подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории и сдавшим экзамены в установленном порядке.

Пункт 4. Типовые программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и порядок допуска разрабатываются центральным исполнительным органом по безопасности дорожного движения по согласованию с заинтересованными министерствами, иными центральными исполнительными органами.

Пункт 5. Допускается самостоятельная подготовка граждан для получения удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» в объеме соответствующих программ.

Пункт 6. Порядок допуска лиц к экзаменам на право управления транспортными средствами, их сдачи, выдачи удостоверений на право управления транспортными средствами и перечень медицинских противопоказаний, при которых лицам запрещается управлять транспортными средствами, устанавливается центральным исполнительным органом по безопасности дорожного движения.


Статья 16. Основания прекращения действия права на управление транспортными средствами

Пункт 1. Основаниями прекращения права на управление транспортными средствами являются:

подпункт 1) истечение установленного срока действия водительского удостоверения;

подпункт 2) ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.

Основаниями для направления на медицинское освидетельствование для подтверждения годности к управлению транспортными средствами являются явные психические расстройства и расстройства поведения, аномалии развития органа зрения, доброкачественные новообразования с нарушением зрительных функций, врожденные аномалии или приобретенное отсутствие органа либо его части с нарушением функций пораженного органа, мешающие полноценному управлению транспортными средствами;

подпункт 3) несдача экзамена для проверки знания правил дорожного движения в течение двух месяцев со дня получения постановления о направлении водителя на проверку знания правил дорожного движения;

подпункт 4) лишение права на управление транспортными средствами.

Прекращение права на управление транспортными средствами по основаниям, предусмотренным подпунктами 2) и 3) настоящего пункта, осуществляется по решению суда в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством , по иску уполномоченного органа (должностного лица).

Право управления транспортным средством восстанавливается при прекращении такого права:

по основанию, предусмотренному подпунктом 1) настоящего пункта, – после сдачи экзамена для проверки знаний правил дорожного движения и прохождения медицинского осмотра;

по основанию, предусмотренному подпунктом 2) настоящего пункта, – по решению суда, если будет устранена причина прекращения права на управление транспортными средствами;

по основанию, предусмотренному подпунктом 3) настоящего пункта, – в порядке, установленном статьей 15 настоящего Закона;

по основанию, предусмотренному подпунктом 4) настоящего пункта, – после сдачи экзамена и истечения срока лишения права управления транспортным средством.

Пункт 2. Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, устанавливаются законами Республики Казахстан.


Статья 17. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Пункт 1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает:

– обязательное медицинское освидетельствование граждан, претендующих на получение удостоверения на право управления, и водителей транспортных средств;

– проведение предрейсовых и текущих медицинских осмотров водителей;

– оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии;

– обучение участников дорожного движения, должностных лиц органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, а также граждан приемам оказания доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Пункт 1-1. Координацию деятельности по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения осуществляет уполномоченный орган в области здравоохранения.

Пункт 2. Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях включает оказание:

– доврачебной помощи на месте дорожно-транспортного происшествия;

– медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, в пути следования в медицинскую организацию и в медицинской организации.

Пункт 3. Перечень медицинских противопоказаний, при которых лицам запрещается управлять транспортными средствами, порядок проведениямедицинского освидетельствования, осмотра, их периодичность устанавливаются уполномоченным органом в области здравоохранения.


Статья 18. Общие требования, обеспечивающие безопасность дорожного движения при эксплуатации транспортных средств

Пункт 1. Конструкция изготовленных транспортных средств, в том числе конструкция их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, должна отвечать требованиям, установленным техническими регламентами.

Пункт 2. Транспортные средства, их составные части, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат подтверждению соответствия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Пункт 3. Допуск отдельных видов механических транспортных средств и прицепов к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования осуществляется центральным исполнительным органом по безопасности дорожного движения путем государственной регистрации с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных номерных знаков, регистрации и учета лиц, пользующихся ими, в том числе по доверенности, приема экзаменов и выдачи удостоверений на право их управления.

За государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов взимается сбор за государственную регистрацию транспортных средств в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан.

За выдачу водительских удостоверений, свидетельств о государственной регистрации механических транспортных средств, государственных регистрационных номерных знаков взимается государственная пошлина в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Регистрация, перерегистрация транспортных средств физических лиц производится после представления документов, подтверждающих:

уплату налога на транспортные средства в порядке, установленном Налоговым кодексом, – для плательщиков налога;

право на освобождение от уплаты налога – для лиц, не являющихся плательщиками налога в соответствии с Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Государственная регистрация механического транспортного средства и прицепа без документа в сфере подтверждения соответствия требованиям безопасности, установленным техническими регламентами, запрещается.

Государственной регистрации подлежат следующие виды механических транспортных средств и прицепов:

пункт 1) легковые, грузовые автомобили и автобусы, включая изготовленные на их базе специальные автомобили;

пункт 2) мотоциклы и мотороллеры;

пункт 3) прицепы, предназначенные для движения в составе с автомобилями;

пункт 4)исключен;

пункт 5) легковые, грузовые автомобили и автобусы, включая изготовленные на их шасси специальные автомобили, мотоциклы и мотороллеры, прицепы, предназначенные для движения в составе с автомобилями, зарегистрированные в других государствах и ввезенные на территорию Республики Казахстан на срок более двух месяцев.

Государственной регистрации не подлежат следующие виды механических транспортных средств и прицепов:

пункт 1) автомобили, тракторы, включая изготовленные на их базе специальные автомобили и тракторы, самоходные шасси и механизмы, прицепы, используемые как технологический транспорт на закрытых территориях;

пункт 2) троллейбусы;

пункт 3) трамваи и другие рельсовые механические транспортные средства;

пункт 4) легковые, грузовые автомобили и автобусы, включая изготовленные на их шасси специальные автомобили, мотоциклы и мотороллеры, прицепы, предназначенные для движения в составе с автомобилями, зарегистрированные в других государствах и ввезенные на территорию Республики Казахстан на срок менее двух месяцев.

Пункт 4. После внесения изменения в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, в том числе в конструкцию его составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторного подтверждения соответствия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании.

Пункт 5. Конструкция, техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны отвечать следующим основным требованиям, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения:

подпункт 1) наличие в транспортном средстве тормозной системы, рулевого управления, зеркал заднего вида, звукового сигнала, шасси, световых приборов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

подпункт 2) обеспечение достаточной обзорности и видимости, позволяющих безопасно управлять транспортным средством;

подпункт 3) наличие механизмов, предметов дополнительного оборудования и приспособлений транспортного средства, исключающих риск причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде;

подпункт 4) обеспечение уменьшения опасности для пассажиров и других участников дорожного движения в случае дорожно-транспортного происшествия.

Пункт 6. Выбросы в окружающую среду, производимые транспортными средствами при их эксплуатации, не должны превышать допустимый уровень, установленный техническими регламентами в сфере охраны окружающей среды.


Статья 18-1. Реестр операторов технического осмотра

Пункт 1. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций ведет реестр операторов технического осмотра, осуществляет его опубликование в периодических печатных изданиях на казахском и русском языках и размещает на своем интернет-ресурсе.

Порядок ведения реестра определяется Правительством Республики Казахстан.

Оператор технического осмотра осуществляет деятельность по проведению обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним со дня включения уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций в реестр операторов технического осмотра.

Пункт 2. В целях включения в реестр операторов технического осмотра в уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций представляются следующие документы:

подпункт 1) заявление;

подпункт 2) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица – для юридического лица;

подпункт 3) копия документа, удостоверяющего личность, и свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для индивидуального предпринимателя;

подпункт 4) нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих право собственности или владения и пользования на недвижимое имущество оператора технического осмотра с проставленным штампом о произведенной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

подпункт 5)исключен;

подпункт 6) копии сертификатов аттестации испытательного оборудования и поверки средств измерений;

подпункт 7) информация об испытательных оборудованиях и средствах измерений по форме, установленной законодательством Республики Казахстан.

Пункт 3. Заявление с прилагаемыми к нему документами рассматривается уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций в течение пяти рабочих дней со дня его подачи, по итогам которого заявителю направляется письменное уведомление о включении в реестр или мотивированный отказ.

Пункт 4. Основаниями для отказа включения в реестр операторов технического осмотра являются:

подпункт 1) непредставление документов, требуемых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

подпункт 2) недостоверность указанных сведений в представленных документах;

подпункт 3) исключение из реестра операторов технического осмотра в течение шести месяцев до даты подачи заявления по основаниям, указанным в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 5 настоящей статьи.

Пункт 5. Основаниями для исключения из реестра операторов технического осмотра являются:

подпункт 1) заявление индивидуального предпринимателя или юридического лица о добровольном исключении из реестра операторов технического осмотра;

подпункт 2) прекращение деятельности индивидуального предпринимателя или ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

подпункт 3) предоставление заведомо недостоверной информации при включении в реестр операторов технического осмотра;

подпункт 4) совмещение оказания услуг по проведению обязательного технического осмотра и ремонту, техническому обслуживанию механических транспортных средств и прицепов к ним;

подпункт 5) совершение повторного в течение года административного правонарушения в сфере осуществления обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним.

Уведомление об исключении из реестра операторов технического осмотра направляется индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций.


Статья 19. Обязательный технический осмотр механических транспортных средств и прицепов к ним

Пункт 1. Находящиеся в эксплуатации на территории Республики Казахстан и зарегистрированные в центральном исполнительном органе по безопасности дорожного движения механические транспортные средства и прицепы к ним подлежат обязательному техническому осмотру.

Обязательный технический осмотр включает в себя проверку состояния механических транспортных средств и прицепов к ним на соответствие требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан.

Пункт 2. Обязательный технический осмотр проводится операторами технического осмотра, включенными уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций в реестр операторов технического осмотра, независимо от места регистрации транспортного средства и места жительства владельца транспортного средства.

Операторы технического осмотра оказывают услуги на основании публичного договора.

Пункт 3. Совмещение оказания услуг по проведению обязательного технического осмотра и ремонту, техническому обслуживанию механических транспортных средств и прицепов к ним не допускается.

Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию механических транспортных средств и прицепов к ним на территории оператора технического осмотра не допускается.

Пункт 4. Оператор технического осмотра:

подпункт 1) осуществляет проведение обязательного технического осмотра с использованием стационарных и мобильных линий технического осмотра при открытии центра технического осмотра в столице, городах республиканского и областного значения;

подпункт 2) обеспечивает проведение обязательного технического осмотра в пределах региона деятельности, определенного уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций;

подпункт 3) информирует население о графике проведения обязательного технического осмотра в регионе деятельности;

подпункт 4) осуществляет проведение обязательного технического осмотра с использованием стационарных и (или) мобильных линий технического осмотра при открытии центра технического осмотра в административных центрах районов, аульных (сельских) округах и городах районного значения.

Порядок определения региона деятельности устанавливается уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций.

Пункт 5. Проведение обязательного технического осмотра включает в себя два этапа: подготовительный и основной.

В ходе подготовительного этапа проведения обязательного технического осмотра проводятся идентификация и проверка результатов идентификации транспортного средства на соответствие данным регистрационных и иных документов.

В ходе основного этапа проведения обязательного технического осмотра выполняются работы (проверка) по определению соответствия технического состояния транспортного средства требованиям безопасности, установленным законодательством Республики Казахстан о техническом регулировании.

Пункт 6. Для прохождения обязательного технического осмотра владелец механического транспортного средства и прицепов к нему предъявляет оператору технического осмотра следующие документы:

подпункт 1) свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;

подпункт 2) подтверждающие уплату физическими лицами налога на транспортные средства за текущий календарный год в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Казахстан, или подтверждающие право на освобождение от его уплаты.

Оператор технического осмотра обеспечивает внесение представленных документов в единую информационную систему обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним.

Пункт 7. По результатам проведения обязательного технического осмотра механического транспортного средства и прицепов к нему составляется диагностическая карта технического осмотра, на основании которой выдается свидетельство о прохождении обязательного технического осмотра с указанием срока его действия.

Пункт 8. Если по результатам проведения обязательного технического осмотра выявлены неисправности и условия, при которых запрещается эксплуатация механических транспортных средств и прицепов к ним, обязательный технический осмотр признается не пройденным.

В этом случае владельцу механического транспортного средства и прицепов к нему выдается диагностическая карта механического транспортного средства и прицепов к нему с указанием неисправностей.

Пункт 9. После устранения выявленных неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация механического транспортного средства и прицепов к нему, владелец механического транспортного средства и прицепов к нему представляет его для повторного проведения обязательного технического осмотра.

Повторный технический осмотр механического транспортного средства и прицепов к нему проводится в центре технического осмотра, где проводился первый обязательный технический осмотр либо в ином центре технического осмотра.

При повторном техническом осмотре механического транспортного средства и прицепов к нему в центре технического осмотра, где проводился первый обязательный технический осмотр, технический осмотр производится только по тем позициям, которые не отвечали установленным критериям и были указаны в диагностической карте. В этом случае оплата взимается только за проверку тех позиций, которые проверяются вновь.

Максимальный срок предъявления механического транспортного средства и прицепов к нему на повторный обязательный технический осмотр после обнаружения неисправностей при проведении обязательного технического осмотра составляет десять календарных дней.

Пункт 10. Владелец механического транспортного средства и прицепов к нему самостоятельно определяет место выполнения и исполнителя работ по устранению выявленных неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация механического транспортного средства и прицепов к нему.


Статья 19-1. Выдача международного сертификата технического осмотра

Пункт 1. Для получения международного сертификата технического осмотра владелец механического транспортного средства и прицепов к нему обращается в уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций с заявлением и приложением следующих документов:

подпункт 1) квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу международного сертификата технического осмотра;

подпункт 2) подтверждающих уплату физическими лицами налога на транспортные средства за текущий календарный год в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Казахстан, или подтверждающих право на освобождение от его уплаты;

подпункт 3) копии свидетельства о прохождении государственного или обязательного технического осмотра.

Пункт 2. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления с приложенными документами выдает владельцу механического транспортного средства и прицепов к нему международный сертификат технического осмотра.

Пункт 3. В случае отсутствия документов, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций в течение одного рабочего дня со дня подачи заявления направляет владельцу механического транспортного средства и прицепов к нему письменный мотивированный отказ в выдаче международного сертификата технического осмотра с указанием причины отказа.

Пункт 4. Международный сертификат технического осмотра выдается в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Пункт 5. При утере или порче международного сертификата технического осмотра владелец транспортного средства имеет право на получение дубликата международного сертификата технического осмотра.

Для получения дубликата международного сертификата технического осмотра владелец транспортного средства обращается в уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций с заявлением и представлением квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу дубликата международного сертификата технического осмотра.

Утерянный или испорченный бланк международного сертификата технического осмотра признается недействительным со дня подачи в уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций заявления об утере или порче.

Пункт 6. Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата международного сертификата технического осмотра с присвоением нового номера и надписью «Дубликат» в правом верхнем углу.

Пункт 7. В случае подачи владельцем транспортного средства заявления без представления квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу дубликата международного сертификата технического осмотра уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций в срок, указанный в пункте 6 настоящей статьи, отказывает в письменной форме в выдаче дубликата международного сертификата технического осмотра.

Пункт 8. Международный сертификат технического осмотра выдается на срок, соответствующий сроку, указанному в свидетельстве о прохождении обязательного или государственного технического осмотра.


Статья 19-2. Государственный контроль за соблюдением порядка проведения обязательного технического осмотра

Пункт 1. Государственный контроль за соблюдением порядка проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним операторами технического осмотра осуществляется в форме проверки.

Пункт 2. Проверка осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан».


Статья 19-3. Права и обязанности операторов технического осмотра

Пункт 1. Операторы технического осмотра имеют право в случае несоответствия механических транспортных средств и прицепов к ним установленным требованиям отказывать в выдаче свидетельства о прохождении обязательного технического осмотра.

Пункт 2. Операторы технического осмотра обязаны:

подпункт 1) обеспечивать соответствие состояния применяемого производственного помещения, оборудования, материальных ресурсов и условий их эксплуатации установленным техническим требованиям, а также метрологическим нормам и правилам;

подпункт 2) допускать к проведению обязательного технического осмотра работников, квалификация которых соответствует квалификационным требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан;

подпункт 3) соблюдать в процессе выполнения работ при проведении обязательного технического осмотра требования, установленные законодательством Республики Казахстан;

подпункт 4) по просьбе владельцев транспортных средств сообщать иные сведения, относящиеся к работам, выполняемым при проведении обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним;

подпункт 5) осуществлять учет расходования бланков свидетельств обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним;

подпункт 6) осуществлять учет сведений о техническом состоянии осмотренных механических транспортных средств и прицепов к ним в электронном виде;

подпункт 7) информировать органы внутренних дел о фактах замены номерных агрегатов (двигатель, шасси, кузов), не соответствующих данным свидетельства о государственной регистрации транспортного средства, представления к техническому осмотру транспортных средств без государственных номерных знаков либо со знаками, не соответствующими указанным в свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства;

подпункт 8) представлять сведения в единую информационную систему обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним по результатам проведения обязательного технического осмотра;

подпункт 9) в течение пяти календарных дней уведомлять уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций об изменении места нахождения центра технического осмотра;

подпункт 10) составлять график проведения обязательного технического осмотра в пределах региона деятельности с согласия уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций;

подпункт 11) соблюдать иные требования, установленные законодательством Республики Казахстан.

Пункт 3. Операторам технического осмотра запрещается:

подпункт 1) проводить обязательный технический осмотр транспортных средств с замененными без согласования с центральным исполнительным органом в области дорожного движения номерными агрегатами (двигатель, шасси, кузов), не соответствующими данным свидетельства о государственной регистрации транспортного средства, представлять к техническому осмотру транспортные средства без государственных номерных знаков либо со знаками, не соответствующими указанным в свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства;

подпункт 2) отказывать владельцу механического транспортного средства и прицепов к нему в прохождении обязательного технического осмотра или выдаче свидетельства о прохождении обязательного технического осмотра без составления диагностической карты технического осмотра;

подпункт 3) изменять условия прохождения обязательного технического осмотра в связи с нарушением срока проведения обязательного технического осмотра;

подпункт 4) требовать от владельца механического транспортного средства и прицепов к нему в связи с проведением обязательного технического осмотра дополнительное вознаграждение.


Статья 19-4. Государственная регистрация, перерегистрация и государственный технический осмотр некоторых видов транспортных средств и прицепов к ним

Государственная регистрация, перерегистрация и государственный технический осмотр тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области государственного регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.


Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

Пункт 1. Нормативы технического обслуживания и ремонта транспортных средств с учетом условий их эксплуатации устанавливаются заводами – изготовителями транспортных средств.

Пункт 2. Транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения.


Статья 21. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

Пункт 1. Запрещается эксплуатация транспортных средств в случаях:

– несоответствия конструкции транспортного средства требованиям настоящего Закона и техническим регламентам;

– наличия технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде;

– несоответствия номеров узлов и агрегатов, установленных на транспортном средстве, данным, внесенным в регистрационные документы на транспортное средство;

– отсутствия регистрационных документов и документа о прохождении государственного или обязательного технического осмотра;

– отсутствия государственных регистрационных номерных знаков или их несоответствия установленным требованиям и регистрационным документам;

– отсутствия договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств и (или) договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;

– в других случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.

Пункт 2. Запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется уполномоченными на то должностными лицами до устранения причин, послуживших основанием такого запрещения.

Пункт 3. Порядок запрещения эксплуатации транспортных средств устанавливается законодательством Республики Казахстан.


Статья 22. Мероприятия по организации дорожного движения

Пункт 1. Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций, местными исполнительными органами, физическими и юридическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также территориальными подразделениями центрального исполнительного органа по безопасности дорожного движения.

Пункт 2. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами на основе проектов, схем и иных документов, утверждаемых в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.


Статья 23. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации

Пункт 1. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться в соответствии с требованиями безопасности на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Пункт 2. Изменение в организации движения транспортных средств и пешеходов в случаях возникновения реальной угрозы безопасности дорожного движения должно осуществляться только уполномоченными на то должностными лицами в установленном порядке.


Статья 24. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, содержании и управлении дорогами

Пункт 1. Проектирование, строительство, реконструкция, ремонт, содержание и управление дорогами на территории Республики Казахстан должны выполняться на основе и с соблюдением требований безопасности, установленных техническими регламентами.

При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения.

Пункт 2. Нормативная, проектная и техническая документация на проектирование, строительство, ремонт, содержание и управление дорог в части обеспечения безопасности дорожного движения подлежит согласованию и утверждению в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Казахстан.

Пункт 3. Соответствие построенных, реконструированных и отремонтированных дорог требованиям, установленным техническими регламентами дорожного движения, удостоверяется актом приемки дорог. Акт приемки дорог выдается комиссией, назначаемой уполномоченным Правительством Республики Казахстан органом на основании результатов проведенных в установленном порядке контрольных осмотров, обследований и испытаний.

Ответственность за состояние дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства на исполнителя работ.

Пункт 4. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, техническим регламентам возлагается на юридические и физические лица, во владении (в ведении) которых находятся дороги.


Статья 25. Ограничение или прекращение движения на дорогах

Пункт 1. Временное ограничение или запрещение движения транспортных средств по дорогам производится в случаях стихийных бедствий, неблагоприятных дорожно-климатических условий, проведения массовых мероприятий и в других случаях, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пункт 2. Основания и порядок прекращения или временного ограничения движения транспортных средств по дорогам устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Вероника Никитенко Автолюбитель
Рейтинг: 0 0

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Еще статьи по ремонту этого автомобиля:

Другие виды ремонта этого автомобиля: